• Офис в Швейцарии: Zugerstrasse 74, 6341 Baar
  • +41 41 767 70 60
  • +41 41 767 70 56

Публикации

Швейцарский финансовый регулятор выпустил практическое руководство по вопросам ICO.

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Градус отношения государств к криптовалютам и ICO в мире варьируется от резко негативного до сдержанно-одобрительного. Среди сторонников активного внедрения блокчейн-технологий и постановки их на службу обществу особо выделяется Швейцария, уже разрешившая, к примеру, оплачивать Биткоинамижелезнодорожные билеты[1].

Немалую активность проявляет и швейцарский регулятор (FINMA)[2], периодически выпускающий информационные письма и руководства по криптотематике, а также организовавший сервис по оценке ICO-проектов на предмет соответствия требованиям регулятора. Указанный сервис позволяет организаторам ICO направить регулятору информацию о своем проекте (как планируемом, так и реализованном) и получить оценку регулятора относительно соответствия/несоответствия проекта требованиям швейцарского законодательства в области финансовых рынков (вопросы гражданско-правового и налогового характера в компетенцию регулятора не входят). О популярности данного сервиса свидетельствует подготовленное FINMA в феврале 2018 года  Руководство по ICO (далее – Руководство)[3], дополняющее выпущенное год назад Руководство 04/2017.  Ниже перечислены наиболее значимые моменты, указанные в Руководстве.

Руководство устанавливает минимальные требования к информации, предоставляемой организаторами ICO для оценки своего проекта.

FINMA отмечает резкий рост числа ICO-проектов в последние месяцы и, как следствие, рост заявок на оценку регулятором таких проектов. Для эффективной организации работы по оценке ICO-проектов регулятор предлагает заявителям, заинтересованным в проведении оценки, использовать прилагаемый к Руководству анкету-опросник. Данная анкета может быть полезна организаторам и сама по себе, поскольку позволяет более полно продумать многие технические вопросы реализации проекта. Так, например, раздел анкеты, касающийся описания проекта, предлагает предоставить регулятору информацию о целевой аудитории (рынке сбыта), наличии/отсутствию ограничений для определенных категорий инвесторов, какие криптовалюты (платежные средства) будут использоваться при проведении ICO  и т.д. Отвечая на данные вопросы, организатор, вполне возможно, уточнит структуры будущего проекта уже на этом этапе, не дожидаясь реакции регулятора.

Закреплены основные принципы, применяемые регулятором при оценке проектов.

Отмечая отсутствие как специального регулирования ICO-проектов в законодательстве Швейцарии, так и подкрепленного судебной практикой устойчивого подхода к оценке многих вопросов, возникающих в ходе ICO, Руководство подчеркивает важность оценки КАЖДОГО проекта на индивидуальной основе.

При проведении оценки регулятор будет руководствоваться экономической целью, лежащей в основе ICO-проекта, особенно когда налицо признаки попыток обойти существующие ограничения.

Руководство дает применяемую регулятором классификацию выпускаемых в ходе ICO токенов.

Платежные токены (Payment Tokens).

Под этим термином регулятор понимает криптовалюты, т.е. токены, используемые или планируемые к использованию в качестве средства платежа для приобретения товаров и/или услуг или  в качестве средства перевода. Криптовалюты не создают каких-либо обязательств эмитента.

Функциональные токены (Utility Tokens).

Данные токены предназначены для обеспечения доступа к приложению или сервису посредством блокчейн-инфраструктуры.

Ценные токены (Asset Tokens).

Данная категория дает право требования к эмитенту. Это может быть право требования долгового характера или требования, характерного для участия в капитале (например, право требования определенной доли от заработка эмитента). В экономическом смысле такие токены аналогичны акциям, облигациям или производным финансовым инструментам. Соответственно, такие токены однозначно будут являться ценными бумагами.

Токены могут соответствовать признакам нескольких категорий,  Так, например, функциональные токены могут быть одновременно и платежными. В этом случае к таким «гибридным» токенам применяются требования для всех относимых категорий в совокупности.

Руководство также разграничивает предфинансирование (Pre-financing - ситуацию, когда инвестор вносит средства под обещание эмитента передать токены в будущем) и предпродажу (Pre-sale – получения инвестором на первоначальном этапе токенов, которые последствии могут быть обменены на другие токены).

Отнесение токенов к категории ценных бумаг.

В основе швейцарского регулирования ценных бумаг лежит благое намерение предоставить участникам рынка возможность инвестировать, основываясь на достоверной и полной информации. Исповедуя этот подход, FINMA будет оценивать является ли тот или иной токен ценной бумагой исходя из легального определения понятия ценной бумаги, содержащегося в Законе об Инфраструктуре финансового рынка (Financial Market Infrastructure ACT, FMIA). Согласно ст. 2 FMIA, ценными бумагами  являются стандартизированные документарные или бездокументарные ценные бумаги (securities), производные финансовые инструменты (derivatives) и хранящиеся у посредника ценные бумаги (intermediate securities), пригодные для массовое стандартизированной торговли, т.е. предлагаемые для продажи с одинаковой структурой и номинальной стоимостью или размещенные среди более чем 20 клиентов, если только они не были созданы специально для определенных контрагентов.

Руководство отмечает, что согласно Кодексу Обязательств Швейцарии (Code of Obligations, CO), единственным формальным требованием при выпуске бездокументарных ценных бумаг является ведение реестра, в котором должны быть отражены количество, номинальная стоимость и владельцы ценных бумаг. Это требование может быть выполнено в цифровом виде с использованием блокчейн технологии.

Платежные токены/криптовалюты – не ценные бумаги.

FINMA, во избежание сомнений, дает отрицательный ответ на вопрос, являются ли криптовалюты ценными бумагами, отмечая, что данная позиция соответствует применяемым в настоящее время подходам регулятора. При этом, Руководство оговаривает, что в случае появления законодательных/судебных  новшеств в будущем этот подход может быть пересмотрен.

Функциональные токены.

Функциональные токены не будут считаться ценными бумагами, если их единственной целью является предоставление доступа к приложению или сервису и только если токен может реально быть использован в данном качестве в момент выпуска.

Если же функциональный токен в момент выпуска несет инвестиционную цель, пусть даже и в качестве дополнительной, такой токен будет считаться ценной бумагой.

Ценные токены.

Как уже было отмечено, ценные токены будут считаться ценными бумагами. Ключевыми факторами будет стандартизированность токенов и пригодность для массового обращения.

В случае предфинансирования и предпродажи, если инвестор получает право требования передачи токенов в будущем, такие требования также будут считаться ценными бумагами, при условии стандартизированности и пригодности к массовому обращению.

Правовые последствия отнесения токена к ценным бумагам.

Если токен удовлетворяет критериям ценной бумаги, соответственно, к такому токену будут применяться правила, установленные для ценных бумаг. Согласно Закону Об Обороте Ценных Бумаг (Stock Exchange Acte, SESTA), учет прав на выпущенные эмитентом самостоятельно бездокументарные ценные бумаги не подпадает под регулирование. То же самое относится и к публичному предложению ценных бумаг третьим лицам. Однако, выпуск производных финансовых инструментов под регулирование подпадает. Также, как указано в Руководстве, подлежит лицензированию деятельность по андеррайтингу и предложению токенов третьим лицам на первичном рынке, если такая деятельность осуществляется на профессиональной основе.

Выпуск токенов, аналогичных акциям или облигациям, требует публикации проспекта эмиссии, требования к которому установлены СО, а также проектом Закона О Финансовых Услугах (Financial Services Act).

Отнесение токенов к депозитам.

Швейцарский Закон О Банках (Banking Act) в качестве своей основной цели указывает защиту общества, в частности, кредиторов банка и их депозитов. Выпуск токенов в целом не подпадает под определение депозита, поскольку токен обычно не связан с правом требования возврата полученных эмитентом средств. В этом случае эмитента не обязанность иметь банковскую лицензию. Если же обязательства эмитента носят долговой характер (т.е. содержат гарантированную обязанность вернуть капитал), тогда полученные средства могут быть квалифицированы как депозиты с возникновением обязанности эмитента получить лицензию, если только эмитент не подпадает под предусмотренные законом исключения.

Применение Закона О Коллективных Инвестициях.

Положения Закона о Коллективных Инвестициях (Collective Investment Schemes ACT) применяются к организаторам ICO только в случае, когда привлеченные в рамках ICO средства управляются третьим лицом (не эмитентом). 

Применение Закона О Борьбе с Незаконной Легализацией Средств (Anti-Money Laundering Act, AMLA).

Целью AMLA является защита финансовой системы от незаконной легализации (отмывания) средств и финансирования терроризма. Любое лицо, предоставляющее платежные услуги, а также выпускающее или оперирующее средствами платежа, является финансовым посредником согласно AMLA.

Выпуск платежных токенов (криптовалюты) является выпуском средств платежа и подпадает под регулирование, при условии, что токены могут быть переданы с использованием блокчейн-инфраструктуры.

Применительно к функциональным токенам, AMLA не применяется, при условии, что главной целью выпуска токенов является предоставление доступа к нефинансовому приложению блокчейн-технологии.

Соблюдение требований AMLA.

Требования AMLA порождают необходимость выполнения ряда требований, в том числе требований по установлению конечного бенефициара, а также обязанность вступить в саморегулируемую организацию (СРО) либо иметь лицензию FINMA. Последнее требование может быть выполнено путем привлечения финансового посредника, являющегося, соответственно членом СРО или лицензированной регулятором организацией.

Согласно применяемому в настоящее время регулятором подходу, обмен криптовалюты на фиатные деньги или другие криптовалюты подпадает под деятельность финансовых посредников, так же как и предложение услуг по переводу токенов, если исполнитель обладает своим ключом. 

Хотя выпущенное Руководство и не является всеобъемлющим документом, следует отметить, что авторам Руководства удалось в сжатой и удобной для восприятия форме отразить позицию регулятора по основным вопросам, повседневно возникающим перед ICO-командами при разработке  структуры проекта.



[1] https://www.sbb.ch/en/station-services/services/further-services/bitcoin.html

[2] www.finma.ch

[3] https://www.finma.ch/en/news/2018/02/20180216-mm-ico-wegleitung/

© White Bridge Consulting.
All rights reserved 2018