Угроза из Сети. Как злоумышленники уводят деньги компании с помощью клонов.

Как защититься от киберпреступности на международном рынке. Как обезопасить компанию от международных кибермошенников Cyber Fraud. Как иностранные контрагенты уводят деньги компании с помощью клонов. 

Компаниям теперь грозят не только рейдерские захваты, грабительские доначисления со стороны налогового органа или миллионные штрафы от других ведомств. Риск потерять деньги и имущество стал приходить из интернета. В век компьютерных технологий развивается мошенничество в сети - злоумышленники взламывают пароли, крадут банковские реквизиты, конфиденциальную информацию, деньги. Например, преступники могут похитить средства с банковского счета, взломав "Клиент-банк" организации.

Хакеры — не единственная опасность, которая поджидает в интернете. Компании также сталкиваются с недобросовестным поведением контрагентов. Причем, часто это происходит при выводе деятельности на международный рынок. Например, в виртуальном пространстве злоумышленники создают видимость надежной фирмы, у которой большой штат сотрудников, в собственности дорогое имущество. В реальности же кроме названия у них ничего нет. Компании заключают с такими контрагентами контракты в режиме онлайн, а после того, как поступит аванс, мошенники скрываются. На международном рынке такой вид преступности называют Cyber Fraud. В статье читайте, как действуют мошенники. Также в статье рассказали, как себя обезопасить.

Как действуют мошенники

Когда компании работают с иностранными партнерами, то часто предпочитают общаться по интернету. Причем так делают даже тогда, когда не знают друг друга лично. Документами обмениваются по электронной почте, а оригиналы контрактов подписывают, когда работа уже началась.

Стороны работают по инвойсам - в международной практике это счет на оплату, например, товаров, который предъявляет продавец покупателю. В большинстве случаев контрагент не указывает в таком документе ничего, кроме описания товара и сроков оплаты.

Этими особенностями пользуются злоумышленники. Чтобы понять, как они при этом действуют, лучше изучить примеры реальных случаев.

Пример № 1. Одна компания поставляла партию товара в Китай. При этом, общение с контрагентом происходило по электронной почте.  После поставки и оплаты аванса, партнер стал отвечать на сообщения неуместными фразами или же вообще игнорировал письма. Вскоре выяснилось, что в момент, когда стороны обсуждали оплату, в переписку вступили третьи лица, создавшие "клон" контрагента. Они и направили компании другие банковские реквизиты. Китайский партнер сообщил об оплате, но поставщик денег так и не получил.

Дело закончилось удачно для российской компании. Организация обратилась в юридическую фирму, которая специализируется на международном праве. Юристы изучили ситуацию и решили направить контрагенту досудебную претензию, а также заявление в полицию.

Пока готовили документы, компания сообщила своему контрагенту о сложившейся ситуации, и о том, какие действия собирается предпринять. Компания планировала передать документы не только в суд, но и в силовые органы. Китайская компания перевела деньги на счет поставщика.

Пример № 2. Российская компания посетила китайский завод, чтобы убедиться в его способности произвести сложное испытательное оборудование. Завод оказался под контролем мошенников, которые показали его клиентам. Компания, видя, что контрагент функционирует, рабочие процессы налажены, подписала контракт. За отказ от банковской гарантии, мошенники предложили скидку.

После того, как компания получила инвойс на оплату аванса, она обнаружила, что в нем указаны банковские реквизиты другой организации. Компания обратилась к юристам. Они направили письмо контрагенту о том, что партнер отказывается от сотрудничества. Китайская компания попыталась спасти ситуацию и сослалась на хакеров, которые якобы взломали их сервер. На предложение представить банковскую гарантию, партнер ответил отказом. Российская компания разорвала контракт и купила оборудование у другого поставщика.

Пример № 3. Компания работала с американским производителем без подписанного договора. Партнеры закрепили обязательства по электронной переписке. Контрагент объяснил свое нежелание заключать контракт тем, что у него проблемы с налоговой.

Контрагенты начали работать. Когда подходило время оплаты, то американский производитель периодически предоставлял разные реквизиты счета. В последних инвойсах, которые оплатила компания, стояли реквизиты мексиканского банка. Когда компания их оплатила, то выяснилось, что контрагент их вообще не выставлял.

Компания не подозревала о мошенничестве. Контрагент с виду действовал логично. Например, до того, как выставить инвойсы, он прислал письма технического характера. Только позже компания узнала, что адреса, с которых пришла корреспонденция, были поддельными. Вместо обычного "com" они заканчивались на "cf".

Как обезопасить компанию

С развитием технологий и доступности сети интернет любая компания может стать жертвой киберпреступников. Работа с международными компаниями требует от юристов предпринимать ряд мер, которые обеспечат безопасность бизнеса.

Изучайте своего контрагента. Обман со стороны контрагента можно предвидеть еще до того, как заключили контракт. Один из способов обеспечить безопасность сделки - это ввести в компании систему "Know Your Contractor". Это означает, что прежде чем подписать договор с партнером, необходимо установить его правовой и финансовый статус, проверить – соответствуют ли в действительности обороты компании заявленным и не находится ли фирма в стадии ликвидации или банкротства.

Процедура "Know Your Contractor" представляет собой сбор информации о партнере: его банковских счетах, балансовых отчетах, установление перечня лиц, которые принимают решение и обладают правом подписания контрактов. О многом расскажет выписка из торгового реестра в стране контрагента, которую предоставит он сам или добудете вы из внешних источников. Такой документ позволит удостовериться в подлинности контрагента. В нем перечислены основные регистрационные сведения о компании, размере ее уставного капитала и информация о лицах, имеющих право заключать сделки.

Всегда подписывайте договор. Не соглашайтесь на сотрудничество с иностранным партнером, не подписав договор. Даже если партнер предлагает большую скидку. Сорванная сделка из-за недобросовестности контрагента может стоить гораздо дороже.

Обязательно требуйте, чтобы в договор включили пункт о взаимодействии между партнерами - communication clause. Всю переписку ведите только с электронных адресов, которые вы указали в контракте. Уточните, что любые письма с других адресов не будут иметь юридической силы.

Также пропишите положение о рисках взлома почтового сервера. Конкретно, что нести ответственность за любое нарушение при взломе будет та сторона, которой принадлежит электронный адрес.

Предусматривайте арбитражную оговорку. При заключении сделки выбирайте правильное место подсудности на случай конфликта с иностранной фирмой. Основные критерии - стоимость разбирательства, эффективность процесса, исполнимость решения.

Стороны вправе выбрать одно из условий подсудности: международный коммерческий арбитраж, государственный суд в стране одной из сторон договора или в некоторых случаях - государственный суд в третьей стране.

Банковская гарантия. Настаивайте, чтобы иностранный партнер выдал вам банковскую гарантию на случай нарушения условий контракта. При этом банк-эмитент обязательно должен иметь российский офис, который направит SWIFT- сообщение на выдачу гарантии.

Срок действия банковской гарантии всегда ограничен. Российский филиал банка может отказаться платить сумму гарантии. Поэтому компании нужно рассчитать время, чтобы успеть предъявить гарантию в банк в стране контрагента.

Высылайте досудебную претензию. Если иностранный контрагент не выполняет условия сделки, направьте ему претензию. Укажите в документе, что намерены обратиться не только в суд, но и в правоохранительные органы.

Помимо основных требований - суммы долга, убытков и пени не забывайте о расходах на юристов. Указывайте эти суммы в претензии. Перспектива - заплатить за ведение вашего дела в суде может отрезвляюще подействовать на нарушившую сторону. Обращаясь в Российский арбитражный суд, помните, что правило о соблюдении досудебного порядка в отношении всей суммы требований не касается неустойки, процентов и пеней (п. 43 постановления Пленума Верховного суда от 24.03.2016 № 7). Если кредитором соблюден претензионный порядок в отношении суммы основного долга, то считается соблюденным и претензионный порядок в отношении как процентов, взыскиваемых на основании статьи 395 ГК РФ, так и неустоек и процентов по статье 317.1 ГК РФ

Просите помощь со стороны. Удачный выбор юриста, у которого уже был опыт в международных спорах, может помочь разрешить конфликт еще на претензионной стадии. Это сэкономит не только время, но и деньги компании. Также компания может обратиться за помощью в российское консульство страны контрагента.

Журнал "Корпоративный юрист", август 2019


Спасибо за Ваше обращение!
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.